Павельцево, или как оно раньше называлось по церкви, Спасским, вместе с лежащими рядом поселениями Траханеево, Козадавлево, Успенское, Ивакино некогда составляли древнюю родовую вотчину дворян Траханиотовых.
Род Траханиотовых берет свое начало в далекой Греции. В 1473 году два представителя этой древней греческой династии — братья бояре Дмитрий и Юрий Мануиловичи пришли на Русь в сопровождающей свадебной свите царевны Софии Палеолог на ее бракосочетание с Великим князем Иваном Третьим. Приглянулись Великому князю греческие братья. Пожаловал он их и отставил при себе «служить».
А уже через несколько лет, в 1506 году Юрий Траханиотов был известен как печатник при Великом князе Василии Ивановиче. Исправно служили великокняжескому двору Юрий и его сын Василий Траханиотовы, за что последний получил в награду от царя и Великого князя Всея Руси вотчину на реке Клязьма в Московском уезде. Таким образом, Василий Юрьевич Траханиотов, боярин при русском царском дворе, и стал первым владельцем Павельцева с его окрестностями. Чуть позже, в 1585 году, у этих пожалованных земель уже значились другие хозяева – Иван и Никифор, дети Василия Траханиотова.
Первое же письменное свидетельство о Павельцево, как населенном пункте, содержится в Писцовых книгах 1623 года. По их описанию, деревня Павельцево (Большое тож) принадлежала в те годы дворянину Ивану Никифоровичу Траханиотову. Три ее крестьянских и три бобыльских двора с тремя человеками, словно маленькие черные точки, тогда терялись средь широких полей и перелесков, очерчивая дорогу, ведущую из Москвы. Дворы располагались на берегу ручья Безымянного, который непринужденно бежал по дну оврага, и в этом месте соединялся с прозрачными водами реки Клязьмы.
Деревня в то время была очень малочисленной, поэтому о строительстве здесь своего храма пока еще никто не задумывался. Ходили на Богослужения в близлежащий Никольский храм в селе Собакино. Однако, в период «смутного времени», когда рвущиеся к Москве «литовские люди» буквально все крушили на своем пути, Собакино, равно как и Павельцево, подверглось сильному разорению. Павельцево запустело. Разрушили и Никольскую святыню в Собакино. Восстановить, вернее, построить на этом же месте новую красивую деревянную Никольскую церковь стало возможным только спустя несколько лет, когда Собакино было передано от князя Юрия Яншевича его внуку – Ивану Мурзину, сыну Юсупова. С появлением новой церкви Собакино переименовали в Никольское, по названию храма.
Примерно, в эти же годы поменялся владелец и Павельцево. Оно переходит в руки Даниилы Ивановича Траханиотова. Постепенно восстанавливалась жизнь в вотчине Даниила Траханиотова. Но, что значит для православного человека, вотчина без храма! Поэтому в последнем десятилетии ХУП века сын Даниила Ивановича — Степан Данилович обратился в Патриарший Казенный Приказ с челобитной грамотой, где испрашивал разрешение на строительство в своем подмосковном владении храма. 10 октября 1695 года в ответ на его челобитную был дан Патриарший указ, которым велено ему, Степану Даниловичу, сыну Траханиотову, в «Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, в вотчине его построить вновь церковь во имя Нерукотворного образа Спаса… и на попа с причетниками дани положить: по сказке человека его Ивашки Малова, с дворов: попова, дьячкова, просвирицына, с 11 крестьянских средних, да с церковной земли – Дьякову пустошь, находившуюся от той церкви в ближних местах, пашни 20 четвертей». И уже к началу ХУШ века в вотчине Траханиотовых на берегу Клязьмы появилась замечательная деревянная церковь, неподалеку от которой размещалась небольшая помещичья усадьба с хозяйственными постройками: скотным и конюшенными дворами. В самой усадьбе проживало девять человек. 11 крестьянских дворов находилось в ближайших деревнях Строево и Яковлево, а в них – сорок девять жителей.
Однако недолго радовала Спасская церковь своих хозяев и прихожан. К 1713 году она уже стала ветхой, что значительно огорчало Степана Даниловича и, вскоре он задумал возвести здесь же, на погосте, на прежнем месте, новый каменный храм.
Казенный Патриарший Приказ, куда Степан Данилович вновь обратился с просьбой, но теперь о перестройке Спасского храма, одобрительно отнесся к его намерению и, 13 августа 1715 года протопоп Московского Большого Успенского собора отец Федор с братией уже совершил торжественное освещение новой каменной церкви во имя Всемилостивого Спаса с небольшим Покровским приделом.
Поднявшись над золотистым покровом окружающих полей и голубизной речных просторов, она придала Павельцеву не только некую индивидуальность, но и сделала эту местность еще более привлекательной. А звон колоколов, разместившихся под куполом трехъярусной четырехгранной каменной колокольни, пристроенной к храму чуть позже, в 1717 году, силами двух крестьян села Рождественского Ярославского уезда – Клима Иванова и Романа Андреева, отныне стал слышен далеко за пределами Павельцева.
Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции.
В годину великих гонений на Русскую Православную Церковь земля русская обагрилась кровью мучеников за веру Христову. Настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево был тогда священномученик протоиерей Александр Соколов. Он родился 8 августа 1881 года в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Павла Соколова. В 1892 г. Александр окончил сельскую школу, в 1898 г. Волоколамское духовное училище, а в 1904 г. – Вифанскую Духовную семинарию. В 1905 г. Александр Павлович был рукоположен во диакона, а в 1907 году – во священника. Отец Александр служил в храмах Москвы и Московской области. В 1934 году протоиерей Александр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево Московской области. 26 января 1938 года власти арестовали отца Александра, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из лжесвидетелей показал на допросе, что священник организовывал хождения с молебнами по селу Павельцево и другим селам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Александр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Икона священномученика Александра – одна из почитаемых святынь Спасского храма в селе Павельцево.
Пока был жив последний церковный староста – дедушка Никанор — сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение.
В конце 30-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы. Воды Клязьмы устремились в канал, а, непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань.
Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлении. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм.
В 70-е годы ХХ века в нем разместились производственные мастерские объединения «Росреставрация». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажные перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, — заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате чего полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа.
Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена.
В конце 80х годов храм был реставрирован объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А.Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец Х1Х века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи, вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. Был восстановлен в изначальных формах северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсой. В результате западная стена дала серьезную трещину.
Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета №576 от 13.ХI.90г. православной общине верующих. С 1991 года началось возрождение поруганной святыни – Спасского храма в селе Павельцево.